Rus 

Авторизация

 
 

Модуль поиска не установлен.

 

Облако тегов

Оставайтесь с нами в социальных сетях:

Данный веб-сайт был создан в 2006 году при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РК и Европейской Комиссии в РК в рамках проекта «Создание системы Уполномоченного по правам ребенка в Казахстане»

Изложенные в настоящем веб-сайте мнения отражают точку зрения их авторов и совсем не обязательно политику или взгляды ЮНИСЕФ или Европейской Комиссии. При цитировании и ином использовании статистических данных и материалов, помещенных на веб-сайте, ссылка обязательна

   
 
 
 
   

Контекст организации компетентностно - ориентированного образования в Казахстане

Общественные и природные системы, находясь в постоянном развитии, на каждом новом витке спирали жизненного цикла выходят на позиции, заметно влияющие на всю метасистему цивилизационного развития. Образовательная система как элемент социальной системы с момента возникно¬вения проходит путь, который определяется как развитие.
Причины возникновения нового, как и причины разрушения, философия видит в вечном взаимодействии противоречивых сторон, явлений, процессов, в изменении, движении материи. Имен¬но взаимосвязанность явлений заставляет систему образования "дышать" теми изменениями, которые непрерывно происходят во внутренних и внешних средах. Образовательная система не только детерминирована внешними обстоятельствами политического, социально экономичес¬кого и культурного происхождения, но и сама детерминирует эти обстоятельства.

История вопроса

2-3 февраля 2001 года, г. Алматы. На II съезде работников образования и науки Республики Казахстан были впервые затронуты темы перехода на 12-летнее обучение и пересмотра содержания профессионального образования.

Май-июль 2001 года. Рабочей группой, Координационным советом Министерства образования и науки РК по разработке Концепции системы среднего общего образования Республики Казахстан с 12-летним сроком обучения, членами рабочих групп Южно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской областей, городов Астана, Алматы были рассмотрены различные структуры организации среднего образования. Среди них: 4+6+2, 5+5+2, 4+5+3, 6+4+2, 6+3+3, 5+4+3.

Август 2001 года. Проект концепции среднего общего образования Республики Казахстан с 12-летним сроком обучения в структуре 4+6+2 был рассмотрен в Астане, в регионах в ходе августовских педагогических конференций.

Потенциал развития казахстанской педагогической науки и практики позволил начать в 2002 году исследования по разработке новой модели школьного образования с 12-летней продолжительностью в структуре 4+6+2.

Июль 2002 года. В рамках проекта Министерства образования и науки РК и Фонда Сорос-Казахстан «Развитие Национального куррикулума в условиях развивающегося мира» был подготовлен Национальный куррикулум среднего общего образования РК в структуре 4+6+2.

Октябрь 2004 года. В государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы была зафиксирована позиция реализации модели 12-летнего образования в структуре 4+6+2. Таким образом, было определено содержание го¬сударственной политики на ближайшие годы в подготовке систем¬ных изменений в школьном образовании.

Для чего?

В целом, переход казахстанской школы на модель 12-летнего образования необходим для дальнейшего развития школы с целью расширения образовательных возможностей юных граждан республики, перспективы интеграции отечественного образования в меж¬дународную систему.

Проведенный анализ тенденций развития систем среднего образования за рубежом в последнее десятилетие XX века позво¬лил определить основу всех предстоящих в отечественном образовании изменений - цель образования. Цель школьного образования определена как формирование у учащихся компетенций, т.е. способности решения учебных и жизненных проблем на основе полученных знаний, умений и навыков.

Необходимость изменения цели школьного образования обусловлена рядом факторов. Перечислим основные:
1. Целенаправленная ориентация казахстанского общества на демократические ценности, сопровождающаяся интеграцией с другими социальными системами, народами, государствами, требует их педагогической интерпретации и включения в образова¬тельную систему через компоненты, и в первую очередь, через цели.

2. Современная педагогика ориентирует на воспитание личности, умеющей самоопределяться и действовать в различных ситуа¬циях, создавая всякий раз соответствующую продукцию - мнения, идеи, поступки, произведения.

Парадигма знаниевого образования исчерпала себя. Личностно-ориентированное образование рассматривает назначение образования в обеспечении подготовки учащегося к продуцированию новых знаний, опыта, а также ценностей.

Чрезвычайно важным, на наш взгляд, является позиция Серикова В.В.: «...имеются все основания полагать, что знание-просветительская парадигма, господствовавшая в образовании на протяжении многих веков, исчерпала свои возможности. Во-первых, объем знаний даже для самой общей ориентировки стал почти непостижимым. Во-вторых, стало ясно, что функция образования далеко не сводится к знаниевому насыщению человека. Речь, разу¬меется, идет не о «вреде» знаний, а об ограниченности знаниевой парадигмы как стиля мышления» [4,37].

3. Международные обязательства Казахстана требуют организации школьного образования с учетом цели достижения учени¬ком результатов, которые предполагают успешность решения учебных и жизненных проблем. К международным документам, заклюенным страной, относятся следующие акты:

- Конвенция о правах детей, 1994 г.

- Всемирная декларация об образовании для всех, 1997 г.

- Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, 1997 г.

Так, в Концепции Всемирной декларации об образовании для всех к числу ключевых аспектов и принципов образования относят

- всеобщий доступ к обучению;
- акцент на равноправие;
- особое внимание учебным результатам;
- расширение средств и масштабов базового образования;
- обогащение среды обучения;
- упрочение партнерских отношений.

4. В Австралии, Венгрии, Финляндии, Шотландии и ряде других стран мира, входящих в число 50 развитых государств, цель образования формулируется как система ожидаемых результатов в виде жизненных навыков и компетенций. Система ожидаемых результатов, в свою очередь, оказывает влияние на отбор содержания и процесса образования, оценку, управление и другие
компоненты системы (модель образования, ориентированная на результат).

Таким образом, цель, являясь системой динамического типа, подвержена старению, расширению, развитию, движению, слия¬нию с учетом социально-исторических реалий, с учетом изменений внутренних и внешних условий. На нынешнем этапе развития отечественной системы школьного образования ожидаемые результа¬ты образования как цель системы в виде компетенций определяют механизм и логику отбора содержания образования.

Необходимость изменения содержания школьного образования обусловлена следующими факторами:

1. В содержании образования должны найти отражение ценности нового мира, в том числе гуманизация, интеграция личнос¬ти в национальную и мировую культуру, вариативность, дифференциация, индивидуализация.

2. Содержание образования должно быть направлено на то, чтобы научить познавать (учиться), научить делать (действовать), научить жить вместе, научить жить (доклад международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище», 1996г.).

3. Пересмотр содержания образования обусловлен необходимостью учета международных критериев оценки школьного образования (ТШ88, Р18А, Р1КЬ8), которые рассматривают результатом образования не знания, умения, а уровень способности учащихся к решению учебных и жизненных задач (жизненные навыки, компетенции).

4. Система образования должна выполнять здоровьесберегающую функцию. Пересмотр содержания образования должен быть направлен на учет возрастных возможностей, психологических особенностей учеников, оптимизацию учебной нагрузки.
В целом, обновление содержания образования должно осуществляться, с одной стороны, в сторону уменьшения учебной нагрузки на ученика, а с другой стороны, в сторону его обогащения через отражение ценностей нового мира, достижений общественных и естественных наук.

5. Обучение учащихся 11-12 классов должно быть организовано по естественно-математическому и общественно-гуманитарному направлениям профильного обучения с учетом их интересов, способностей с целью выстраивания их жизненных и профес¬сиональных перспектив.

Школьное образование - элемент системы непрерывного образования Казахстана, институт подготовки учеников к «взрослой жизни». В отборе содержания образования должны учитываться необходимость «состыковки» с содержанием профессионального образования, требования рынка труда.


Необходимость изменения структуры школьного образования (4+6+2) обусловлена рядом факторов, в том числе:

1. Согласно Декларации Совета Европы (1992), в мире наблю¬дается тенденция увеличения сроков доуниверситетского обра¬зования: 12-летнее образование реализуется в 136 странах, в том числе в США, Японии, Германии, Франции, Финляндии и др. Из стран СНГ среднее общее образование продолжительностью в 12 лет имеет место на Украине, в Узбекистане и странах Балтии. Го¬товятся к переходу Армения, Азербайджан, Молдова.

2. Увеличение продолжительности общего среднего образования с 4 до 5 лет направлено на организацию базового (относительно завершенного) среднего образования общей продолжительностью в 10 лет.

3. Каждый год вносит значительный вклад в интеллектуальное развитие школьников, его социализацию. Увеличение общей продолжительности школьного образования в Казахстане с 11 до 12 лет рассматривается условием расширения возможностей граждан по повышению уровня их образованности в рамках формального образования.

4. Увеличение продолжительности школьного образования на 1 год связано с уменьшением на 1 год продолжительности образования в вузе, организации бакалавриата в 4 года. Очевидно, это потребует качественно иного подхода к отбору содержания в 11 -12 классах, которые ориентированы на подготовку учащихся к продолжению образования в вузе.

Потенциал организации 12-летнего образования

При решении задачи организации школьного образования Казахстана в новой модели, полагаем, необходимо выделить научный, организационный потенциал, накопленный в республике. Оперируя языком управления в системе 8№ОТ-анализа, эти позиции можно отнести к сильным сторонам системы образования, которые должны быть учтены, лечь в основу действий по организации изменений.

1. Опыт организации и внедрения стандартов среднего общего* образования Казахстана в условиях 11-летнего образования, в том числе организации профильного обучения в старших классах (стандарты 1998, 2002 годов).

2. Научные изыскания Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина по проектированию модели 12-летнего образова¬ния, проведенные в период 2001-2003 гг. в рамках проекта МОН РК и Фонда Сорос-Казахстан «Развитие Национального стандарта в условиях изменяющегося мира».

Результатом работы исследовательской группы стало формулирование методологии проектирования школьного образования Ка¬захстана, которая названа модель образования, ориентированного на результат (ООР). Модель образования, ориентированного на результат, в международной терминологии на английском языке называется Outcomes Based Education.

3. ОПЫТ инновационных школ Казахстана по организации и внедрению педагогических новшеств (ранее изучение иностранных языков, информатики, трехязычие и др.)» расширению вариатив¬ности школьного образования.

4. Институционализация развития содержания образования, учебно-методического обеспечения, оценки качества образования, системы подготовки и переподготовки педагогических кадров (КАО им. Ы. Алтынсарина, РНПЦ проблем 12-летнего образования, РНПЦ «Учебник», РНПЦ тестирования образования, РИПК СО, НЦОКО, НПЦ «Дошкольное детство»).

5. Деятельность неправительственных организаций, международных организаций по поддержке государственной стратегии развития системы образования Казахстана (Сорос-Казахстан, Б1л1м -Центральная Азия, САНДЖ,ОФ «Достижение молодых», ЮНЕС¬КО, ЮНИСЕФ и др.).


Цели среднего образования и ожидаемые результаты

На национальном уровне цели представлены в виде базовых компетенций. Базовые компетенции видятся основой деятельности каждого человека, общества в целом.

Общая цель образования заключается в содействии гармоничному становлению учащихся посредством целенаправленного развития следующих базовых компетенций, представленных в виде жизненных ролей:
- доброжелательный человек;
- заботливый член семьи;
- творческая индивидуальность;
- ответственный гражданин;
- здоровая и совершенствующаяся личность.

Общая цель конкретизируется через цель среднего образования. Цель среднего образования заключается в обеспечении развития способностей учащихся к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, го¬товности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.
Ключевые компетенции являются способностями, определяющими готовность учащихся к интеграции познавательных и практических умений и навыков для принятия успешных решений, не противоречащих нравственным и этическим нормам.
Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека; служат основанием для определения ожидаемых результатов по каждой образовательной области.

К ключевым компетенциям относятся

• информационная компетенция;
• коммуникативная компетенция;
• компетенция разрешения проблем.

Предметные компетенции являются целями, определяющими смысл и назначение образовательных областей; описывают способности учащихся как действия широкого спектра; служат ориентиром для определения ожидаемых результатов.

Предметные компетенции являются действиями широкого спектра и описывают следующие способности учащихся:

• имеет навыки общения на казахском языке как государственном, на русском языке как языке межнационального общения, на иностранном языке; умеет быть мотивированным к общению на родном языке; понимает значимость литературного наследия и использует в нужном контексте;
• владеет математической грамотностью в широком спектре, в том числе умеет творчески и продуктивно использовать возможно¬сти информационной и коммуникационной технологий;
• понимает научную картину мира через осмысление роли и места человека в природе;
• знает историческое прошлое своего народа, выражает личное отношение к системе общечеловеческих, социокультурных цен¬ностей при выполнении социальных ролей в семье, сообществе и сотрудничестве с другими людьми;
• понимает и ценит культуру казахского народа, народов Казахстана и культурное многообразие мира;
• умеет быть мотивированным к самоопределению и профессиональному росту с целью повышения своей конкурентоспособности;
• ведет здоровый образ жизни для поддержания физического здоровья, умственной работоспособности и укрепления общей жизнедеятельности .
Четвертый уровень целей - ожидаемые результаты образования. Ожидаемые результаты образования - это система, представляю¬щая цели образования краткосрочного характера, установленные по циклам обучения, это - планируемый результат конкретного периода обучения.

Ожидаемые результаты отражают слияние ключевых и предметных компетенций в единое целое. Они характеризуют готовность учащихся к интеграции предметных знаний, умений и навыков и их жизненного опыта в контексте ключевых компетенций.
В настоящее время Национальной академией образования им. Ы. Алтынсарина разработаны государственные стандарты образования, учебные планы и учебные программы начальной, основной и старшей школ с учетом позиций методологии ориентации на компетентностный результат.

Проводятся исследования по содержанию системы оценивания компетентностных достижений учащихся.

В заключение отметим, что объективная реальность XXI требует обновления подходов к отбору содержания образования, организации образовательной среды и др. Изменения в школьном образовании Казахстана возможны при условии качественно иного подхода к управлению этим процессом. Годы, прошедшие со времени объявления решения о переходе на 12-летнее образование, показали несостоятельность определенных управленческих действий, неиспользованность инновационного потенциала педагогов. При этом, подчеркнем еще раз, основой всех изменений, отправной точкой организации и реализации программ, планов является цель образования как конечного результата деятельности системы школьного образования Казахстана. Это - объективная реальность развития всех социальных систем.

С.Д. МУКАНОВА
Вице-президент Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина, доктор педагогических наук
Журнал «Открытая школа» август 2009 года

Количество показов: 13098
расскажите друзьям об этом - Контекст организации компетентностно - ориентированного образования в Казахстане
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Скажите, что вы об этом думаете?

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий

 
 
 
 

Лента новостей


Новые сообщения в темах форума


Опрос для посетителей сайта

другие опросы »


Не найдено рубрик для подписки.

Разработка сайта Style.KZ  
Яндекс.Метрика