Доброжелательное отношение общества к ребенку с особыми потребностями последует за инклюзивным образованием. - Теперь отсутствие для ребенка доступа к образованию во всем мире расценивается как дискриминация. И хотя фактически разделение детей на “необучаемых” и “обучаемых” в нашей стране существует и поныне, равно как и вытеснение детей с проблемами развития из образования, применение термина “необучаемый” по отношению к любому ребенку, в каком бы состоянии он ни находился, оказывается вне закона, - с этих слов начался разговор на круглом столе в департаменте защиты прав детей, куда были приглашены представители управления образования, здравоохранения, социальной защиты, НПО, родители.
Доброжелательное отношение общества к ребенку с особыми потребностями последует за инклюзивным образованием. - Теперь отсутствие для ребенка доступа к образованию во всем мире расценивается как дискриминация. И хотя фактически разделение детей на “необучаемых” и “обучаемых” в нашей стране существует и поныне, равно как и вытеснение детей с проблемами развития из образования, применение термина “необучаемый” по отношению к любому ребенку, в каком бы состоянии он ни находился, оказывается вне закона, - с этих слов начался разговор на круглом столе в департаменте защиты прав детей, куда были приглашены представители управления образования, здравоохранения, социальной защиты, НПО, родители.
Забота - с пеленок
В настоящее время в Республике Казахстан растет число детей со специальными образовательными потребностями. Карагандинская область - не исключение.
Детей-инвалидов, то есть получающих государственное пособие, в области более 4 тысяч. В основном это дети до 3 лет (41,1 %). Все они нуждаются в коррекционной поддержке, психологической и педагогической помощи. И чем раньше с ребенком начнется коррекционная работа, тем больше у него шансов получить образование, адаптироваться в обществе.
К сожалению, в области ранняя реабилитация детей проводится только в домах ребенка, несмотря на внедренный в Казахстане скрининг психофизических нарушений детей первых трех лет жизни. Но и в этих учреждениях для сирот есть свои проблемы. Они нередко нуждаются в памперсах, колясках, ходунках подходящих размеров, а также в узкопрофильной медицинской помощи. К примеру, в Доме ребенка “Шапагат” несколько детей живут с расщелиной верхней губы и твердого неба. В зарубежных клиниках таких малышей оперируют чуть ли не с рождения, но казахстанские врачи за это не берутся, хотя моральный ущерб, который наносится ребенку, живущему с такой патологией, огромный.
Для дошколят нашей области работают четыре специализированных детских сада (в Караганде, Темиртау и Абае), созданы специальные коррекционные группы и в обычных детских садах. В областном центре имеются кабинет психолого-педагогической коррекции, два государственных реабилитационных центра “Умит” и негосударственный - “Лучик надежды”. К сожалению, дети-дошколята и их родители, проживающие в сельской местности, по большому счету, могут рассчитывать только на поддержку отделений социальной помощи на дому (в настоящее время социальными работниками обслуживаются 1562 ребенка).
Что касается детей с ограниченными возможностями школьного возраста, то для них в области действуют 11 специальных школ-интернатов для детей с нарушением речи, слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития; при общеобразовательных школах созданы специальные классы и логопедические пункты.
Как сообщила главный специалист департамента защиты прав детей Людмила Гавриленко, несмотря на расширенную сеть специализированных интернатных учреждений, вопросы образования детей с ограниченными возможностями далеки от полноценного решения. К примеру, охват специальным коррекционным обучением детей дошкольного возраста составляет 37,5 % от всего числа детей, находящихся на учете, а из 723 педагогов специальных школ-интернатов для детей с отставанием в развитии лишь 43% имеют специальное образование.
Кроме того, большинство детей со сложными и тяжелыми формами нарушений вообще не охвачено воспитанием и образовательными программами.
- Это неправильно, необучаемых детей нет, - подчеркнула Л. Гавриленко. - Если в жизни ребенка присутствуют участие и забота, это всегда приносит результаты. Необязательно всех детей нужно научить грамотности и счету, но самообслуживанию, социальным навыкам - необходимо. Иначе это дискриминация прав маленького человека.
Согласно принятой Казахстаном Конвенции ООН “О правах ребенка”, “каждый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности”. Особые дети должны быть интегрированы в школы и массовые сады, их нужно научить жить среди нас.
Я индивидуален!
Молодая мама вывела погулять на улицу ребенка с синдромом Дауна, и вот на нее уже устремляются удивленные, недоумевающие взгляды прохожих. Это в лучшем случае. А в худшем кто-то посочувствует, покажет пальцем, осудит, оскорбит… И таких примеров у каждого из участников круглого стола нашлось немало.
По словам председателя областной психолого-медико-педагогической консультации Абзала Макашева, сегодня нередки звонки родителей и администрации учебных учреждений с просьбой вывести особых детей из общеобразовательных школ. Недобрые люди, лишенные чувства такта, встречаются во всех профессиях. Но если родителям, случается, о морали и нравственности говорить поздно, то изменить сознание педагогов все-таки можно, начав хотя бы с организации для них спецкурсов об инклюзивном образовании.
Специалист управления координации занятости и социальных программ Ольга Югай заметила, что, например, в Латвии все дети обязаны находиться в учреждениях образования. И если родители не приводят ребенка на обучение, их штрафуют. Пусть два-три часа, но дети находятся в среде своих сверстников. Казахстанские школы пока не готовы к такому совместному обучению даже с точки зрения материально-технического оснащения, но вводить инклюзивное образование надо - только так изменится отношение общества к инвалидам, ведь воспитывать это отношение нужно с детства.
Наталья Мехаева
газета «Индустриальная Караганда» от 10.11.2009.