Rus 

Авторизация

 
 

Модуль поиска не установлен.

 

Облако тегов

Оставайтесь с нами в социальных сетях:

Данный веб-сайт был создан в 2006 году при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РК и Европейской Комиссии в РК в рамках проекта «Создание системы Уполномоченного по правам ребенка в Казахстане»

Изложенные в настоящем веб-сайте мнения отражают точку зрения их авторов и совсем не обязательно политику или взгляды ЮНИСЕФ или Европейской Комиссии. При цитировании и ином использовании статистических данных и материалов, помещенных на веб-сайте, ссылка обязательна

   
 
 
 
   

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) адъюнктура - форма подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в военных учебных заведениях;
2) академия - высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования, осуществляющее подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации специалистов с высшим профессиональным образованием для определенной области производственной, научной и научно-педагогической деятельности; выполняющее научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;
3) аспирантура, докторантура - форма подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в учебных заведениях и научных учреждениях;
4) аттестация организаций образования - процедура, проводимая с целью контроля соответствия предоставляемых ими образовательных услуг требованиям государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня образования;
5) бакалавр, магистр - академические степени и квалификации, присуждаемые лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего профессионального образования;
6) гимназия - среднее общеобразовательное учебное заведение, реализующее основные и дополнительные общеобразовательные программы, предусматривающие углубленное, профильное, дифференцированное обучение учащихся в соответствии с их склонностями и способностями;
7) государственный образовательный заказ - устанавливаемый соответствующими государственными органами план подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, реализуемый путем финансирования за счет государственного бюджета; покупки образовательных услуг организаций начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; предоставления на конкурсной основе государственных образовательных грантов и кредитов;
8) государственное предприятие образования - организация, создаваемая Правительством или Национальным Банком Республики Казахстан либо местным исполнительным органом в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
9) государственное учреждение образования - учреждение образования, создаваемое в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
10) девиантное поведение - систематическое совершение детьми и подростками правонарушений, влекущих применение мер административного наказания, злостное уклонение от учебы, работы, систематический уход из семьи и детских учебно-воспитательных организаций, а также совершение ими общественно опасных деяний, содержащих признаки преступления, освобожденные от уголовной ответственности;
11) дистанционное обучение (образование на расстоянии) - одна из форм обучения, целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от организаций образования, посредством электронных и телекоммуникационных средств;
12) дополнительное образование - процесс воспитания и обучения, осуществляемый на основе дополнительных образовательных программ всех уровней с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства;
13) доцент, профессор - академические звания, присваиваемые соответствующим высшим учебным заведением;
ученые звания, присваиваемые государственным органом аттестации Республики Казахстан по ходатайству высшего учебного заведения или научно-исследовательской организации;
14) духовные (религиозные) организации образования - учебные заведения, реализующие профессиональные образовательные программы подготовки священнослужителей;
15) индивидуальная педагогическая деятельность - деятельность, направленная на оказание образовательных услуг в индивидуальной форме;
16) институт - высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего профессионального образования и осуществляющее научные и исследования прикладного характера;
17) интернатные организации - организации системы среднего образования, обеспечивающие государственные гарантии прав на образование определенных категорий граждан с предоставлением места проживания;
18) интернатура - форма одногодичной подготовки студентов медицинских высших учебных заведении по конкретной специализации;
19) итоговая государственная аттестация обучающихся - процедура, проводимая с целью определения степени усвоения ими государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня образования, пo результатам которой выдается документ об образовании (свидетельство, аттестат, удостоверение, диплом);
20) квалификация - отражаемые в документе об образовании вид и степень профессиональной подготовленности выпускника к выполнению профессиональной деятельности или продолжению образования,
21) колледж - учебное заведение, реализующее образовательные программы подготовки специалистов со средним профессиональным образованием;
22) лицей - среднее общеобразовательное учебное заведение, реализующее основные и дополнительные общеобразовательные программы; осуществляющее профессионально ориентированное обучение учащихся старшей ступени;
23) малокомплектная школа - общеобразовательная школа с малым контингентом учащихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий;
24) нострификация документов об образовании - процедура, проводимая с целью определения эквивалентности документов, выданных гражданам, получившим образование в других государствах, в международных или иностранных учебных заведениях (их филиалах) созданных в Республике Казахстан;
25) образование - непрерывный процесс воспитания и обучения, целью которого является достижение высокого уровня нравственного, интеллектуального, культурного и физического развития и профессиональной компетентности членов общества;
26) образовательный грант - целевая сумма денег, безвозмездно предоставляемая обучающимся для оплаты профессионального образования;
27) образовательный кредит - целевой кредит, предоставляемый обучающимся для оплаты профессионального образования;
28) общеобразовательная школа - среднее общеобразовательное учебное заведение, реализующее основные и дополнительные общеобразовательные программы, состоящие из трех ступеней: начальной, основной и старшей, каждая из которых может функционировать самостоятельно;
29) профессиональная школа - среднее учебное заведение, реализующее образовательные программы общего среднего, начального профессионального образования и обеспечивающее подготовку работников квалифицированного труда по различным направлениям трудовой деятельности;
30) профессиональный лицей - среднее учебное заведений, реализующее образовательные программы общего среднего, начального профессионального образования и осуществляющее подготовку рабочих кадров повышенного уровня квалификации;
31) профессия - основной род занятий, трудовой деятельности человека, подтверждаемый соответствующими документами об образовании;
32) резидентура - форма получения послевузовского углубленного медицинского образования;
33) специальность - комплекс приобретенных путем целенаправленной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности, подтверждаемый соответствующими документами об образовании;
34) стипендия - сумма денег, предоставляемая обучающемуся для частичного покрытия расходов на питание, проживание и приобретение учебной литературы;
35) студенческий кредит - целевой кредит, предоставляемый обучающемуся на частичное покрытие расходов на питание, проживание и приобретение учебной литературы;
36) университет - многопрофильное высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования по широкому спектру специальностей; осуществляющее переподготовку и (или) повышение квалификации специалистов с высшим профессиональным образованием, научных и научно-педагогических работников; проводящее фундаментальные и прикладные научные исследования; являющееся ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности;
37) учебная программа - документ, определяющий по каждой учебной дисциплине содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению;
38) учебный план - основной документ, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин (предметов) соответствующего уровня образования, порядок их изучения и формы контроля;
39) филиал организации образования - структурное подразделение организации образования, расположенное вне места ее нахождения и осуществляющее реализацию образовательных программ в полном объеме;
40) экстернат - одна из форм обучения для особой категории лиц, при которой они без регулярного посещения организаций образования самостоятельно осваивают образовательные программы и допускаются к итоговой государственной аттестации;
41) элитарное образование - образование, получаемое по образовательным программам, реализуемым в специализированных организациях образования для особо одаренных граждан.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области образования
1. Законодательство Республики Казахстан в области образования основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2 Законодательство Республики Казахстан в области образования определяет принципы государственной политики, обеспечивает реализацию конституционных прав граждан на образование, разграничивает компетенции в области образования между центральными и местными исполнительными органами управления различных уровней, регулирует отношения между субъектами образовательного процесса, устанавливает их права, обязанности, полномочия и ответственность.
Статья 3. Принципы государственной политики в области образования
1. Основными принципами государственной политики в области образования являются:
1) равенство прав всех граждан Республики Казахстан;
2) доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого гражданина;
3) светский характер образования;
4) стимулирование образованности личности и развитие одаренности;
5) непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его ступеней; единство обучения и воспитания;
6) разнообразие организаций образования по формам собственности, по формам обучения и воспитания, направлениям образования;
7) демократический характер управления образованием, расширение академических свобод и полномочий организаций образования;
8) гуманистический и развивающий характер образования;
9) интеграция образования, науки и производства;
10) профессиональная ориентация обучающихся;
11) информатизация системы образования.
2 В организациях образования создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений) не допускаются.
Статья 4. Государственные гарантии прав граждан в области образования
1. Право граждан на образование обеспечивается государством путем развития системы образования и создания соответствующих социально-экономических условий для получения образования в соответствии с Конституцией Республики Казахстан.
2. Государство гарантирует гражданам Республики Казахстан получение бесплатного среднего общего и начального профессионального образования и на конкурсной основе в соответствии с государственным образовательным заказом бесплатного среднего профессионального образования, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в организациях образования в пределах государственных общеобязательных стандартов образования, если образование каждого из этих уровней граждан получает впервые. Бесплатность образования для обучающихся реализуется через бюджетное финансирование содержания государственных организации образования, оплату бюджетом покупки образовательных услуг организаций образования либо предоставлением государственных образовательных грантов.
3. Для получения профессионального образования создаются также система государственного образовательного кредитования, включающая предоставляемые на конкурсной основе государственный образовательный кредит и государственный студенческий кредит.
Условия конкурса должны гарантировать получение государственных образовательных грантов и кредитов гражданами, наиболее способными и подготовленными к освоению образовательных программ соответствующих уровней.
Государство стимулирует развитие негосударственного образовательного кредитования путем предоставления льгот по налогообложению.
4. Положение о государственном образовательном гранте, государственном образовательном и государственном студенческом кредитах утверждается Правительством Республики Казахстан.
5. Государство полностью или частично несет расходы на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период получения ими образования.
К категории граждан, которым оказывается социальная помощь, относятся:
дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родители;
дети с ограниченными возможностями в развитии, инвалиды и инвалиды с детства;
дети из многодетных семей;
иные категории граждан, определяемые законодательством.
Размеры и источники социальной помощи определяются Правительством Республики Казахстан.
6. Для граждан, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать общеобразовательную школу, организуется индивидуальное бесплатное обучение на дому или в лечебных организациях.
7. Государство обеспечивает гражданам с ограниченными возможностями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации.
8. Государство гарантирует функционирование малокомплектных школ и интернатных организаций для обеспечения права на получение среднего образования детьми, проживающими в населенных пунктах с малой численностью жителей.
9. Государство создает необходимые условия для получения элитарного образования особо одаренным гражданам, в том числе за рубежом.
Статья 5. Язык обучения и воспитания
1. Языковая политика в организациях образования осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан.
2. Все учебные заведения, независимо от форм собственности, должны обеспечить знание и развитие казахского языка как государственного, а также изучение русского языка и одного из иностранных языков в соответствии с государственным общеобязательным стандартом для каждого уровня образования.
3. Для национальных групп создаются условия для изучения родного языка, а в местах их компактного проживания могут создаваться для обучения на их языках организации образования или подразделения (классы, группы и другое).
Статья 6. Государственные общеобязательные стандарты образования
1. В Республике Казахстан устанавливаются государственные общеобязательные стандарты образования, определяющие совокупность общих требований по каждому уровню образования, установленных к:
содержанию образования;
максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и воспитанников;
правилам и процедурам государственного контроля за качеством образования;
уровню подготовки обучающихся;
формам документов, удостоверяющих освоение обучающимися определенных образовательных программ.
2. Государственные общеобязательные стандарты соответствующих уровней образования обязательны для всех организаций образования, независимо от форм собственности, типов и видов.
3. Порядок разработки, утверждения и сроков действия государственных общеобязательных стандартов образования определяется Правительством Республики Казахстан.
Статья 7. Система образования
Система образования Республики Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих:
1) организаций образования, независимо от форм собственности, типов и видов;
2) пpeемствeнныx образовательных программ и государственных общеобязательных стандартов образования для различных уровней образования;
3)органов управления образованием и подведомственных им организаций, обеспечивающих реализацию образовательных программ и развитие системы образования.
Статья 8. Задачи системы образования
1. Главная задача системы образования - создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижении науки и практики.
2. Приоритетными задачами системы образования являются:
1) создание условий для освоения образовательных программ;
2) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
3) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
4) формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;
5) приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики; овладение государственным, русским, иностранным языками;
6) расширение автономности, самостоятельности организаций образования, демократизация и децентрализация управления образованием;
7) внедрение новых технологии обучения, информатизация образования, выход на международные глобальные коммуникационные сети;
8) подготовка квалифицированных рабочих и специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, переподготовка и повышение их квалификации;
9) переобучение и переподготовка высвобождаемых работников и незанятого населения;
10) содействие эффективному развитию разнообразных и полифункциональных организаций образования.

1

 
 
 
 

Лента новостей


Новые сообщения в темах форума


Опрос для посетителей сайта

другие опросы »


Не найдено рубрик для подписки.

Разработка сайта Style.KZ  
Яндекс.Метрика