Это упражнение предлагает участникам осуществить постановку сценки, чтобы побудить их: пересмотреть свои общие представления о правах человека ,попытаться найти различные пути выражения этих представлений
Покажи, что ты имеешь в виду под «правами человека»
Темы Общие права человека, Дети, Гражданство
Сложность Уровень 2
Количество участников 9+
Время: 90 минут
Обзор. Это упражнение предлагает участникам осуществить постановку сценки, чтобы побудить их: пересмотреть свои общие представления о правах человека ,попытаться найти различные пути выражения этих представлений
Соответствующие права Все
Задачи
Рассмотреть, что знают участники о правах человека
Развить межкультурные и коммуникационные навыки
Развить навыки сотрудничества и творчества
Материалы
Реквизит: костюмы, игрушки, бытовые предметы и др.
Бумага и цветные маркеры
Клей, шнур и картон
Инструкции
Объясните, что целью этого упражнения является выражение средствами театрального искусства общей идеи или концепции прав человека, которое было бы понятно людям, представляющим разные культуры и говорящим на разных языках.
Объясните участникам, что использование слов не допускается в принципе: это должна быть пантомима. При желании, однако, группы могут воспользоваться какими-то материалами или реквизитом.
Попросите участников разделиться на малые группы по четыре-шесть человек в каждой и дайте каждой группе большой лист бумаги и набор цветных мелков/карандашей/маркеров.
Дайте группам 10 минут, чтобы они путем мозгового штурма определили свои идеи по правам человека, а затем назвали две-три основные идеи, которые они собираются выразить в пантомиме.
После этого дайте группам 30 минут для того, чтобы они подготовили и отрепетировали пантомиму. Объясните, что это групповое задание, в котором каждый должен сыграть свою роль.
По истечении 30 минут соберите группы, чтобы каждая группа могла посмотреть представления остальных.
После каждого представления оставьте несколько минут на обратную связь и дискуссию.
Попросите зрителей дать свою интерпретацию того, что они только что видели, и попытаться назвать основные идеи, которые хотели выразить авторы инсценировки.
Потом дайте возможность выступавшей группе кратко объяснить моменты, которые не прозвучали во время обсуждения. Повторите эту процедуру для каждого представления.
Анализ и оценка
Теперь проанализируйте само упражнение. Какие ощущения возникали у участников при выполнении этого упражнения? Оказалось ли они труднее, чем они думали первоначально, или легче? Какие аспекты или понятия выразить было труднее всего?
Узнали ли участники что-то новое о правах человека? Были ли схожие черты в постановках групп, какие были различия? Возникали ли какие-то существенные расхождения в понимании той или иной идеи прав человека? Почему?
Советы ведущим
За исключением случаев, когда участники вообще ничего не знают о концепции прав человека, это упражнение интереснее выполнять с минимальным начальным инструктажем ведущего. Основная цель упражнения - это выявление впечатлений и знаний о правах человека, уже накопленных молодыми людьми в течение жизни. На это следует обратить особое внимание групп до того, как они приступят к работе, чтобы участники не чувствовали скованности из-за «незнания» того, что такое права человека на самом деле.
Уточните, что их задача состоит в описании «прав человека в целом», а не в иллюстрации одного или нескольких конкретных прав человека. Они могут взять конкретное право для описания общих моментов, однако они не должны забывать о том, что они должны попытаться отразить аспекты, общие для всех прав человека. В конце занятия зрители должны быть в состоянии ответить (или приблизиться к ответу) на вопрос: «Что такое права человека?»
Не допускайте того, чтобы участники, считающие себя плохими актерами, не принимали активного участия в игре! Объясните им, что ролей хватит на всех и что в этом упражнении вся группа должна получать удовольствие от своей постановки. Несколько необычных предметов реквизита (все что угодно - от сковородок, игрушечных автомобилей и шляп до подушек, камней, крышки от мусорного ведра и т.д.) могут оживить представление и зажечь творческую искру.
Варианты
Вы можете провести это упражнение в форме выставки рисунков: разделите участников на группы и попросите их нарисовать плакаты - опять-таки без слов - иллюстрирующих основные идеи прав человека.
Это упражнение также можно выполнять не столько для введения участников в курс понятий, сколько для того, чтобы организовать и уточнить их мысли после того, как участники уже проработали некоторые упражнения из пособия или провели собственные исследования.
Предложения по продолжению
Найдите пьесы или другие литературные произведения, связанные с темой прав человека, и организуйте театральное представление для жителей вашего района или деревни.
Если группа желает пойти дальше и рассмотреть некоторые конкретные права человека, почему бы не обратиться к Конвенции о правах ребенка, выполнив упражнение «Права детей».
Идеи для действий
Вы можете подготовить пантомимы или театральные сценки с участием всей группы, и устроить публичное представление. Если вы выберете плакатный вариант, организуйте выставку своих плакатов. Оба варианта можно использовать для празднования Дня прав человека.
http://http://www.eycb.coe.int/compass/ru/contents.html