Дети часто сталкиваются с трудноразрешимыми конфликтами, социально-правовой незащищенностью, нестабильностью и агрессивными тенденциями в обществе.
Дети часто сталкиваются с трудноразрешимыми конфликтами, социально-правовой незащищенностью, нестабильностью и агрессивными тенденциями в обществе. Зачастую это происходит в семье, в школе, в досуговых организациях, в общественных местах. Нередко подростки нарушают права друг друга. По результатам опроса среди детей – лидеров детско-юношеских общественных объединений 34% - почти ничего не знают о правах ребенка и не могут назвать их, 42% - называют такие права, как «право на жизнь», «право на отдых», «право на получения среднего образования», «право на свободу», «право на медицинское обслуживание», «право высказывать свое мнение» и другие, 18% - считают, что хорошо ознакомлены со своими правами, 6% - затруднились с ответом. Таким образом, проведение информационной, просветительской работы среди детей и, на наш взгляд, и среди взрослых просто необходимо. Но не только знание своих прав сделает наших детей более защищенными, очень важно предоставить методы и способы решения проблем и помочь избежать их в дальнейшем, дать возможность самим участвовать в изменении ситуации в отношении соблюдения прав детей и улучшения качества жизни.
В департаменте по защите прав детей с марта 2008 года стала работать Школа волонтера, целью которой является создание условий для реального участия детей в жизни семьи, общества, государства, развития детской инициативы. Занимаются в школе волонтера учащиеся школ г.г. Караганды, Сарани и Шахтинска, всего 47 детей.
Программа Школы волонтера - программа развития детского волонтерского движения, позволяющая ликвидировать правовую безграмотность детей и взрослых в вопросах охраны прав детей, научить правовым методам защиты своих прав и прав своих сверстников, осуществлять исследования по соблюдению прав ребенка самими детьми. Программа Школы волонтера «Қуқығым бар – Имею право» включает в себя несколько подпрограмм «Охранная грамота детства», «Протяни руку сверстнику», «Мониторинг соблюдения прав детей», «Инициатива - шаг в гражданское общество», «Имею право на семью», «Здоровые дети - здоровая нация», «Детский труд» и другие.
Участие в волонтерском движении позволяет ощутить, что данный вид деятельности приносит реальную пользу людям, реализуются потребности в общественной деятельности, вырабатывается умение планировать свое время, формируется понятия сознательной дисциплины, сотворчества и ответственности. Так как особенности волонтерского движения позволяют: ориентироваться на ценности совместной полезной обществу деятельности; добровольно участвовать в том или ином виде деятельности; осуществлять выбор проекта, который соответствует интересам и склонностям самого ребенка.
Первым опытом работы Школы волонтера можно считать проведение игровой познавательно-развлекательной программы Детский город «Игроград» для детей, оставшихся летом в городе, идея так захватила ребят, что они не только одобрили «план города», но и придумали сами некоторые площадки. Благодаря их инициативе в «Игрограде» появились Бульвар Моды, Площадь Смекалки, Переулок Игры.
Участники Школы волонтера ответственно отнеслись к своей роли тренеров игровых площадок, помогали детям в освоении новых знаний и умений, старались увлечь других, а потом вместе с «артистами» придумывали и репетировали номер для циркового выступления. И, конечно, важную часть подготовки составили тренинги для участников Школы волонтера – межличностного взаимодействия, «Я- лидер», организация досуговой деятельности.
Участие в проекте ЮНИСЕФ «Право каждого ребенка жить в семье» стало для Школы волонтера еще одной ступенькой в реализации своего права на участие в жизни общества и понимания «что такое право», «как важно, чтобы твое право не было нарушено самыми близкими тебе людьми», «как самому не нарушать права других людей», «ответственности за свои дела и поступки».
Для того чтобы ребята чувствовали себя более увереннее, чтобы они могли достойно вести переговоры с представителями различных организаций, имели более широкие знания по вопросам альтернативных форм устройства ребенка, оставшегося без родителей, в семью, были проведены тренинговые занятия по развитию коммуникативной культуры, делового общения, умения вести переговоры. Вместе с участниками Школы волонтера был разработан текст, в котором говорилось о цели данного проекта. После подготовительной работы юные волонтеры в течение двух месяцев обращались к администраторам различных организаций с просьбой разместить плакаты, стикеры, воблеры, присланные ЮНИСЕФ, в их офисах, торговых залах, информационных стендах (откликнулись более 100 организаций, учреждений, объектов среднего и малого бизнеса: аптеки города, библиотеки, некоторые досуговые центры, предприятия питания, магазины, дворовые клубы и предприятия малого бизнеса ).
В целях обеспечения прав детей на здоровое развитие и участия в жизни общества ребята Школы волонтера «Құқығым бар – Имею право» участвовали в июне-декабре 2008 года в международном проекте «Сделай свой выбор», инициированном Международной организацией PSI. В нашей области координаторами проекта, цель которого – исследование уровня знаний подростков и молодежи о ВИЧ-СПИДе, о способах сохранения собственного здоровья и повышение информационного уровня в этих вопросах, является НПО «Сау ұрпак». Семинары-тренинги, проведенные сотрудниками неправительственной организацией, помогли волонтерам получить дополнительные знания по данной тематике, развили навыки коммуникативного общения со сверстниками, научили ребят выходить из конфликтных ситуаций. Ребята узнали о проблемах ВИЧ инфицированных людей, особенно детей. Первые рейды, во время которых участники Школы волонтера просили ответить на вопросы своих сверстников, заполнить анкеты, состоялись в июле-сентябре. Затем - этап обработки анкет, анализ которых лег в основу для разработки буклетов, флайеров и информационных плакатов, направленных на повышение уровня информированности несовершеннолетних в вопросах своего здоровья и формирования ответственного поведения. А во время тренингов для несовершеннолетних участники Школы волонтера выступали в роли сотренеров, помогали своим сверстникам в выполнении творческих заданий.
Реализовать свои знания и умения ребята смогли во время подготовки и проведения для школьников 8-10 классов акции «Сделай свой выбор», которая состоялась 3 декабря на базе 82-й школы г. Караганды. Юные волонтеры выступили в ней экспертами. Но гораздо интереснее для них оказался этап подготовки, во время которого, они сами подбирали содержание и занимательную форму проведения своей площадки, работали над оформлением, продумывали каждый вопрос, спорили и помогали друг другу. Одной из главных задач акции было не столько предоставить дополнительную информацию о распространении ВИЧ-инфекции и взаимоотношений с уже заболевшими людьми, сколько помочь своим сверстникам задуматься о том, что каждый может сделать для решения этой всеобщей проблемы, как помочь людям, столкнувшимся с этой бедой.
На занятиях Школы волонтера, продолжая разговор о праве ребенка на здоровое развитие и отмечая то, что обеспечено государством для реализации этого права, поднимали и вопрос об ответственности каждого за себя и тех, кто рядом.
Современные статистики подсчитали, что на 20% здоровье зависит от условий жизни человека (от экологии); еще на 20% - от его наследственности; на 10% - медицины, а на 50% - от образа жизни. Эти исследования выявили, что главным в сохранении здоровья является правильный образ жизни человека.
Для того, чтобы обратить внимание детей на этот аспект, совместно с нашими партнерами командой Национального социального проекта «ОйынBus» была задумана программа «Что такое хорошо и что такое плохо» для младших школьников. Лейтмотивом программы являются слова: «Здоровье- это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье можно легко, а вот вернуть его очень и очень трудно. Помни: детство - не ожидание взрослой жизни, это уже самая настоящая полноценная жизнь. Используй её с толком, не жди, когда во взрослой жизни на тебя чудесно свалятся красота, сила, выносливость. Всё это ты должен создавать своими руками изо дня в день».
Участники Школы волонтера сначала сами присутствовали на тренинге, где узнали многое о технологии игры, ее философии, правилах динамики, о роли ведущего (тренера). Затем попробовали себя в роли игроков в играх: на знакомство, в минигруппах, на объединение группы и многих других. Основной темой тренинга было знакомство с технологией «Тrail game» (аналогия путеводной игры по станциям, где выбор определяется количеством выпавшего числа на кубике), которая и легла в основу программы «Что такое хорошо и что такое плохо».
В ноябре для воспитанников детских домов («Кулуншак» и детский дом для детей с особенностями в развитии), школы-интерната г. Сарани, совместно с командой Национального социального проекта «ОйынBus» были проведены программы «Что такое хорошо и что такое плохо». Участники Школы волонтера выступили в ней как ведущие и руководители детских групп. После программы, обмениваясь мнениями, ребята говорили о том, как им трудно было удержаться от того, чтобы не выполнить задание вместо детей; какое напряжение испытали они в роли «взрослого» и об ответственности за свою группу. Но, не смотря на усталость, они испытывали и чувство радости, и гордость, и самоуважение, и осознание того, что их усилия доставили удовольствие другим ребятам.
Одной из задач, которую определили для себя участники Школы волонтера, является проведение исследования с целью изучения ситуации соблюдению прав детей, отношения детей к пониманию понятий «право», «обязанность», определения дальнейших перспектив в работе Школы волонтера. С февраля 2009 г. начат этап подготовки проведения исследование «Защищен ли я?»: на занятиях участники Школы волонтера познакомятся с техникой осуществления мониторинга, будут работать над определением целей, задач, содержания исследования; установят группы респондентов; разработают критериальную базу исследования и инструментарий исследования (вопросы анкет, интервью, опроса) В мае-июне - этап сбора информации, который будут осуществлять сами юные волонтеры. Затем им предстоит обработать весь материал и вместе со специалистами подготовить анализ, который позволит выйти на разработку проектов (исследовательские работы, социальные проекты, выпуск информационных брошюр и листовок по защите прав детей для населения области, социальные ролики, акции и так далее), направленных на решение определенных проблем несовершеннолетних. Тем самым ребятам будет предоставлена возможность для реализации права на участие в жизни общества.
Школе исполнился один год. Итоги работы года – это просвещение участников в области прав ребенка – прав человека, формирование навыков тренинговых и интерактивных форм работы; поиск направлений и тем, интересных каждому волонтеру; осознание ценности собственных возможностей, развитие личностных способностей, лидерских и организаторских качеств. А также это год рождения команды.