Л.С. Выготский: «Возможно, что недалеко то время, когда педагогика будет стыдиться самого понятия «дефективный ребенок» как указания на какой-то неустранимый недостаток его природы».
Специальное образование является частью системы общего образования и направлено на создание специальных коррекционно-образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Теперь ограничение для какого-либо ребенка доступа к образованию расценивается во всем мире как дискриминация. Сегодня применение термина «необучаемый» по отношению к любому ребенку, оказывается вне закона.
Равные права и возможности детей с ограниченными возможностями были в центре обсуждения участников круглого стола по теме: «Профессиональный подход к проблемам детской инвалидности», который состоялся 29 октября в конференц – зале Департамента по защите прав детей.
В мероприятии приняли активное участие представители заинтересованных государственных структур (здравоохранения, социальной защиты, образования), НПО, СМИ и родители.
Председатель областной психолого-медико-педагогической комиссии Макашев А.К. рассказал о принимаемых мерах по созданию равных возможностей детей с особыми потребностями в образовательном пространстве. Карагандинская область имеет все виды учреждений, обеспечивающих получение специального образования, в связи с чем занимает первое место в республике.
С докладом «О профилактической работе по охране здоровья детей раннего возраста и комплексной диагностике и коррекции детей в возрасте от 0 до 3-х лет (начиная с первых месяцев жизни)» в г. Темиртау выступил городской педиатр Горбатов В. А. «Только сотрудничество дефектолога, педагога и врача может обеспечить успех. Врач и педагог совместными усилиями могут справиться с задачей. Очень часто нельзя провести резкой грани между лечебными и воспитательными мероприятиями», - писал Л.С. Выготский.
В работе Круглого стола приняли активное участие представители Домов ребенка, отдела образования г. Караганды, социальной защиты, НПО «Лучик надежды», Казахского общества глухих, областной специализированной школы по инвалидному спорту, родители детей с особыми потребностями, СМИ.
Таким образом, сегодня задача состоит в том, чтобы максимально адаптировать ребенка с особыми нуждами к условиям современной жизни и решать это необходимо адекватными средствами – через включение этих детей в среду детей обычного развития, совместное обучение, организацию их совместного досуга, оказание им взаимоподдержки.
По итогам Круглого стола подготовлена резолюция, которая в дальнейшем будет направлена в заинтересованные государственные органы и организации для рассмотрения и оказания содействия в решении проблем и улучшении качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
(Материалы прилагаются)
Рекомендация круглого стола от 29.10.doc