Rus 

Авторизация

 
 

Модуль поиска не установлен.

 

Облако тегов

Оставайтесь с нами в социальных сетях:

Данный веб-сайт был создан в 2006 году при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РК и Европейской Комиссии в РК в рамках проекта «Создание системы Уполномоченного по правам ребенка в Казахстане»

Изложенные в настоящем веб-сайте мнения отражают точку зрения их авторов и совсем не обязательно политику или взгляды ЮНИСЕФ или Европейской Комиссии. При цитировании и ином использовании статистических данных и материалов, помещенных на веб-сайте, ссылка обязательна

   
 
 
 
   

Эксперты предложили ввести в школах урок кибербезопасности

10.03.2015

Что ответить «троллю» в соцсети? Как быть, если компьютер заблокирован мошенниками? Зачем нужно фильтровать контент? Подобные вопросы задают и старшеклассники, и первоклашки. Корреспондент «РГ» узнал, сколько часов уделяют кибербезопасности в школах и почему вокруг нее не утихают «недетские» споры.

Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) направила в минобрнауки предложение: ввести обязательный предмет «Основы информационной безопасности». По мнению авторов инициативы, на нем школьникам нужно рассказывать о правилах общения в сети, защите компьютера, об интернет-пиратстве и личной безопасности.

Сейчас за эти темы отвечают учителя информатики: в программе предмета есть блоки: «личная информация», «информационная безопасность», «этика и право». Так зачем же школьникам отдельная дисциплина? По мнению сопредседателя комиссии по киберпреступности РАЭК Ильи Сачкова, информатику нельзя сокращать или совмещать с безопасностью — отдельной областью, требующей детального изучения: 80 процентов детей выходят в сеть ежедневно, но только 19 из них делают это под присмотром родителей. А вот в минобрнауки, рассмотрев предложение РАЭК, решили: тема важная, но без обязательного предмета можно обойтись.

— Включить «Основы информационной безопасности» в инвариантную часть учебного плана — значит сократить часы на изучение других обязательных предметов. Время, отведенное на освоение основной школьной программы, строго ограничено, — говорят в ведомстве. — Подобные уроки могут быть в вариативной части программы, если такое решение примут школа и родительский комитет. Это могут быть факультативные занятия, курсы.

Между тем многие эксперты считают, что сегодня именно информационные опасности выходят на первый план. По мнению Ильи Сачкова, в программе вполне можно «подвинуть» ОБЖ: угроза ядерного взрыва или химического поражения уже не так актуальны. Утверждение спорное. Но то, что школьники — в зоне риска, никто не отрицает.

По данным экспертов, уровень опасности киберсреды только за 2014 год вырос практически вдвое. А общий ущерб, нанесенный компьютерными мошенниками детям и их родителям, превысил 100 млн рублей. В какие «ловушки» они попадают чаще всего?

Во-первых, устанавливают программы с вирусами. С их помощью хакеры могут не просто украсть личные данные и «подвесить» систему, но и полностью ее заблокировать, начать шантаж. «Или отправляешь платное СМС, или уничтожим все файлы». Тоже может произойти, если ребенок будет переходить по подозрительным сайтам, скачивать непроверенные файлы. Нередки случаи, когда школьник оплачивает сомнительную игрушку с банковской карты родителей, данные утекают к злоумышленникам, и деньги полностью списываются.

Автор: Инфографика РГ/ Антон Переплетчиков/ Ксения Колесникова

Во-вторых, финансовое мошенничество. Например, «нигерийские письма». В них аферисты предлагают поучаствовать в крупных сделках и обещают большой куш. Далее — нарушение авторских прав: скачивая с торрентов тексты, музыку, игры, подростки не задумываются, что становятся пособниками интернет-пиратов. При этом вредный контент по-прежнему доступен в Интернете «в два клика»: «клубничные» сайты, экстремистские материалы, азартные игры, сцены насилия. Ну и в-третьих, дети подвергают себя и семью опасности, выкладывая в соцсети личные данные: адрес, телефон, информацию о родителях, фотографии квартиры и т. д.

"С подобными проблемами ученики обращаются регулярно. Например, приходит парень с программой-вымогателем на компьютере. Я помогаю ему запустить алгоритм, созданный ведущими разработчиками антивирусных программ, — рассказывает Андрей Сиденко, учитель информатики мытищинской средней школы N 29. — РАЭК разработала интересные материалы к урокам безопасного Интернета, и я могу их использовать. Но отдельный предмет по кибербезопасности школе не нужен. Мы регулярно устраиваем классные часы, родительские собрания на эту тему, участвуем во всероссийских акциях. Не так давно была «Неделя безопасного рунета»: мы проводили презентации, конкурсы, интерактивные игры".

В мытищинской школе Андрей преподает информатику с 8-го по 11-й класс. В год — это около 34 часов, и 4-8 из них (в зависимости от параллели) он уделяет кибербезопасности. В московских школах этот предмет начинается уже с первого класса, а в нижегородских, например, со второго. В каждом регионе — по-разному. Кроме того, как рассказали в минобрнауки, с элементами безопасного Интернета школьники знакомятся и в рамках предмета 8-го класса — ОБЖ. Но сами учителя этого предмета признаются, что тема все-таки ближе к информатике.

— У 95 процентов учителей ОБЖ не хватает знаний для того, чтобы компетентно раскрыть тему, сделать ее увлекательной, наглядной, а не просто читать лекцию, — уверен Андрей Андриенко, учитель ОБЖ и директор Сосновской школы N 1 в Нижегородской области. — Однако я считаю, что под кибербезопасность не нужен отдельный предмет, достаточно включить его в один из разделов информатики, и уж тем более его нельзя вводить в ущерб ОБЖ.

У детей есть три точки выхода в Интернет: школьный компьютер, домашний компьютер и карманный гаджет. И если в школе фильтровать вредоносные сайты уже научились, то дома с этим возникают проблемы. Если родитель не уверен в защищенности ребенка, он может сам провести «ликбез». Например, неплохие материалы на эту тему есть на сайте Лиги безопасного Интернета в открытом доступе. Яркие и красочные схемы работы с компьютером и Всемирной сетью — для младших ребят. Для старших — более сложные темы: чем опасны сайты-подделки и как виртуальная сеть может влиять на реальную жизнь.

Кстати

В прошлом году минобрнауки совместно с Советом Федерации и минкомсвязи впервые провело в российских школах Единый урок по безопасности в сети. По словам Валентины Матвиенко, общественность, власти поддержали инициативу о его ежегодном проведении. «Одними только запретами, дозированием времени пребывания в Интернете, отсечением вредного контента всех проблем не решить. Важно, чтобы из российской школы выходил человек, который уверенно ориентируется в бескрайнем море Интернета», — написала она на страницах «РГ».

Источник: www.rg.ru
Фото: www.rg.ru
Количество показов: 11747
расскажите друзьям об этом - Эксперты предложили ввести в школах урок кибербезопасности
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Скажите, что вы об этом думаете?

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий

 
 
 
 

Лента новостей


Новые сообщения в темах форума


Опрос для посетителей сайта

другие опросы »


Не найдено рубрик для подписки.

Разработка сайта Style.KZ  
Яндекс.Метрика