Rus 

Авторизация

 
 

Модуль поиска не установлен.

 

Облако тегов

Оставайтесь с нами в социальных сетях:

Данный веб-сайт был создан в 2006 году при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РК и Европейской Комиссии в РК в рамках проекта «Создание системы Уполномоченного по правам ребенка в Казахстане»

Изложенные в настоящем веб-сайте мнения отражают точку зрения их авторов и совсем не обязательно политику или взгляды ЮНИСЕФ или Европейской Комиссии. При цитировании и ином использовании статистических данных и материалов, помещенных на веб-сайте, ссылка обязательна

   
 
 
 
   

СТАНДАРТЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ СЕТИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ ДЕТЕЙ ( ENOC ) ДЛЯ НЕЗАВИСИМЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ

Введение и история вопроса

На четвертой ежегодной встречи в Брюсселе в октябре 2000 года ENOC – Европейской сети омбудсменов по правам детей – договорились разработать Стандарты для независимых организаций по защите прав детей. Проект Стандартов был подготовлен рабочей группой членов и консультантов ENOC, распространен для внесения замечаний и единогласно одобрен на пятом ежегодной встрече ENOC в Париже в октябре 2001 года.

ENOC считает, что развитие и рост предусмотренных законом независимых организаций для контроля , поддержки и защиты прав детей должны рассматриваться в более широком контексте развития и роста национальных организаций по правам человека. Всемирная конференция по правам человека 1993 г. в своей Венской Декларации и Программе деятельности еще раз подтвердила "…важную и конструктивную роль, которую играют национальные организации по поддержке и защите прав человека, в частности благодаря возможности консультировать компетентные органы, из-за их роли в применении средств правовой защиты прав человека , когда они нарушаются , в распространении информации о правах человека и просвещении в области прав человека…" Она призвала к "…основанию и укреплению национальных организаций…"

Всемирная конференция подтвердила также, что "права ребенка должны быть приоритетом в деятельности по правам человека всей системы Организации Объединенных Наций" (Венская декларация и Программа деятельности, Всемирная конференция по правам человека, Вена, июнь 1993 года, Генеральная Ассамблея ООН, A/CONF.157/23, пункты 21, 36 и 45 и далее). Ратификация почти по всему миру Конвенции по правам ребенка (КПР) указывает на всемирное обязательство признать и реализовать права , изложенные в КПР , для всех детей. Сторона договора по КПР. Комитет по правам ребенка , последовательно выступает за образование независимых организаций для контроля , поддержки и защиты прав детей.

Критерии членства в ENOC

На совещании ENOC в Мадриде в 1999 году согласовали промежуточное заявление, в котором были определены критерии членства. В него внесли исправления в 2002 г. и согласовали следующее заявление:

"ENOC признает, что концепция независимых организаций , работающих в интересах детей – Уполномоченных по правам детей , комиссаров и так далее – это развивающаяся концепция и что критерии членства , изложенные в ней , нужно будет постоянно пересматривать".

«Членство в ENOC открыто для учреждений , находящихся в пределах стран-участников Совета Европы:

1. Независимых национальных или региональных организаций по защите прав детей, образованных на основе соответствующего законодательства специально для поддержки прав и интересов детей;

2. Независимых национальных или региональных организаций по правам человека , образованных на законном основании , в деятельности которых предусмотрено особое направление по правам детей".

ENOC берет на себя обязательство способствовать образованию независимых установленных законом организаций по правам детей в каждом государстве. Она признает, что данная концепция является развивающейся и что отдельным государствам понадобится создать модель, соответствующую их правительственной и правовой системам , учитывающую уже существующие организации , в которой предусмотрено максимально эффективное использование имеющихся ресурсов.

ENOC признает, что независимые организации по защите прав детей могут быть образованы как отдельные учреждения (Уполномоченный по правам детей , Комиссар по правам детей, Защитник детей и т.п.) или как неотъемлемая часть комиссии или учреждения генерального уполномоченного по правам человека. Могут быть образованы национальные и/или региональные организации. ENOC считает, что во всех случаях нужно учитывать особый статус и нужды детей.

Парижские принципы

В 1993 г. после ряда симпозиумов и семинаров, проведенных во всей системе ООН, Генеральная Ассамблея одобрила набор "Принципов, связанных со статусом национальных организаций" (известных под названием "Парижские принципы").

В принципах заявляется, что национальные организации по правам человека должны быть наделены юрисдикцией поддерживать и защищать права человека, им необходимо предоставить как можно более широкие полномочия, "ясно изложенные в конституционном или законодательном тексте".

Международный координационный комитет национальных организаций по поддержке и защите прав человека организовал мандатную комиссию (в которую входит по донной организации от каждого крупного географического региона). Мандатная комиссия разработала опросный лист для кандидатов на аккредитацию на основе соответствия Парижским принципам. При рассмотрении заявлений Мандатная комиссия учитывает полномочия , плюрализм состава , юрисдикцию, стабильность в работе и независимость национальных организаций. ENOC , возможно , со временем рассмотрит разработку аналогичного процесса.

Эти Стандарты в качестве основы включают и используют Парижские принципы. Любая независимая организация, основанная для контроля , поддержки и защиты прав детей, должна следовать Парижским принципам. Кроме того, при планировании структуры и цели и учреждении такой организации государствам необходимо признать особый статус детей. Организации, при планировании структуры и целей которых принимают во внимание только взрослых, скорее всего не смогут эффективно служить детям.


Стандарты ENOC для независимых организаций по защите прав детей 
              
Это Стандарты, к которым нужно стремиться; не все организации – члены Е N ОС соблюдают все эти Стандарты. Но члены ENOC пришли к соглашению, что нужно призывать парламенты и правительства рассматривать статус существующих организаций в свете этих Стандартов и обеспечить, чтобы структура и цель новых организаций соответствовали данным Стандартам и Конвенции по правам ребенка.

ENOC считает, чтобы эффективно осуществлять контроль, поддержку и защиту прав детей, организация по правам человека должна следовать Парижским принципам, КПР и Европейской конвенции по правам человека. Полный текст Принципов приводится далее. Ниже дается неофициальное краткое изложение ключевых положений и смысла Принципов в их связи, где это уместно, с правами детей, в частности:

Права и ответственность

Независимая организация, основанная для контроля, поддержки и защиты прав детей , должна:

• быть образованной в соответствии с законодательством; 

 • иметь максимально возможные полномочия, связанные с контролем, поддержкой и защитой прав детей на основе КПР;

• иметь право высказывать и обнародовать мнения, рекомендации, предложения и отчеты по собственной инициативе или по запросу других органов власти по любому вопросу, касающемуся поддержки и защиты прав детей, включая:

* законодательные или административные положения и связанные с трудоустройством, предназначенные для сохранения и расширения защиты права человека. Организация будет рассматривать законодательные акты и т.п., действующие и предлагаемые, и, при необходимости, рекомендовать принятие новых законодательных актов и т.п. или внесение в них исправлений;

• иметь право высказывать и обнародовать мнения, рекомендации, предложения и отчеты по собственной инициативе или по запросу других органов власти по любому вопросу, касающемуся поддержки и защиты прав детей, включая:

* законодательные или административные положения и связанные с трудоустройством, предназначенные для сохранения и расширения защиты права человека. Организация будет рассматривать законодательные акты и т.п., действующие и предлагаемые, и, при необходимости, рекомендовать принятие новых законодательных актов и т.п. или внесение в них исправлений;

* любое нарушение прав детей, которым она решает заняться;

* подготовка докладов по правам человека в общем или по конкретным вопросам;

* привлечение внимания правительства/парламента к нарушениям прав детей, внесение предложений по мерам правовой защиты и, при необходимости, комментарии насчет позиции и реакций Правительства/Парламента;

• • поддерживать и обеспечивать координацию национальных законодательств с Конвенцией по Правам ребенка и всеми другими международными документами по правам человека, стороной которых является данное государство, относящимися к правам детей, и содействовать их эффективному проведению в жизнь;

• побуждать к ратификации или присоединению к любым таким документам;

• самостоятельно вносить вклад в процесс контроля и отчетности в соответствии с КПР и другими соответствующими документами;

• сотрудничать с Организацией Объединенных Наций и с органами ООН и другими органами, региональными организациями и национальными организациями других государств, имеющими полномочия в поддержке и защите прав детей;

• оказывать помощь в разработке и выполнении программ по обучению и исследованиям в области прав человека;

• обнародовать права человека и усилия по борьбе со всеми формами дискриминации, в частности, расовой дискриминации, путем повышения осведомленности общества с помощью сообщаемой информации, просвещения и использования СМИ.

Организационная структура и независимый статус

Организация должна иметь достаточное финансирование, что даст ей возможность иметь собственный штат и помещения, чтобы быть независимой от правительства. Она не должна быть объектом финансового контроля, который может повлиять на ее независимость.

Мероприятия по назначению уполномоченных по правам детей, комиссаров по правам детей и членов комиссии должны быть закреплены официальным актом, в котором устанавливается продолжительность полномочий и мероприятия по их возобновлению. Состав штата и методы назначения на должности в организации должны быть такими, чтобы это обеспечило возможность эффективного сотрудничества, например, с соответствующими не правительственными организациями и профессиональными организациями, университетами, парламентом и правительственными ведомствами.

Методы работы

Организация должна иметь возможность:

• свободно рассматривать любые вопросы находящиеся в ее компетенции, либо представленные правительством, либо рассматриваемые по ее собственной инициативе;

• выслушать любое лицо и получить любую информацию и любой документ, необходимый для оценки ситуаций, находящихся в ее компетенции;

• свободно разговаривать с общественностью, напрямую или с помощью любых СМИ;

• собираться регулярно и при любой необходимости, чтобы присутствовали все ее члены, созванные надлежащим образом;

• образовывать рабочие группы и учреждать региональные секции для оказания ей помощи в отправлении ее функций;

• поддерживать отношения с другими органами, ответственными за поддержку и защиту прав человека, включая широкий спектр неправительственных организаций.
Принятие и рассмотрение жалоб:
Некоторые организации будут уполномочены принимать и рассматривать жалобы от отдельных лиц или от групп лиц. В таком случае предлагается использовать дополнительные Принципы как основу для выполнения этих функций. Без ущерба для других

Принципов организация может:

• добиваться миролюбивого урегулирования путем примирения или применения обязательного для выполнения решения в предписанных законом рамках; или, при необходимости, на основе конфиденциальности;

• информировать подающего жалобу о его правах и имеющихся средствах правовой защиты и способствовать их доступности;

• выслушивать жалобы или передавать их в любой другой компетентный орган в рамках, предписанных законом;

• давать рекомендации, в частности, насчет внесения изменений в законы, постановления и административную практику, которые могли бы исправить ситуацию, в связи с которой подается жалоба.
Приспособление организаций по правам человека
к особенностям детского контингента

Создание учреждений по защите прав человека в отношении детей

ENOC считает, что помимо соответствия Парижским принципам, при планировании и развитии организации должны в полной мере учитываться особый статус детей и особые трудности для детей в осуществлении своих прав.

Законодательство, на основе которого создается организация, должно быть в прямой форме связано с поддержкой выполнения

Конвенции по правам ребенка, охватывая таким образом экономические, социальные и культурные права детей, а также гражданские и политические права.

Соблюдение Парижских Принципов требует, чтобы организация учитывала все другие соответствующие документы по правам человека, которые ратифицировало или к которым присоединилось данное государство.

Законодательство должно содержать положения, в которых изложены конкретные функции, полномочия и обязанности, относящиеся к детям и их правам, связанные с Конвенцией.

Определение слову «дети» должно быть дано в статье 1 КПР.

Например:

• обязанность уделять особое внимание мнениям детей, предпринимать активные шаги к поддержанию прямого контакта с детьми, детскими организациями и организациями, основанными для поддержки прав детей, и способствовать уважению со стороны всего общества к мнениям детей;

• организация должна быть легкодоступной для детей и должна иметь возможность реагировать на любые отдельные сообщения от детей;

• иметь полномочия уделять внимание положению детей в семье, в школах и во всех других учреждениях;

• иметь полномочия рассматривать вопросы поддержки и защиты прав детей, связанные не только с правительством, но также с частными организациями;

• иметь право доступа к детям в местах альтернативного попечения всех видов и во всех организациях, в которых состоят дети;

• иметь право свободно и по отдельности докладывать о состоянии прав детей.

Организация должна проверять, имеют ли дети доступ к консультациям, защите, процедурам и услугам по представлению жалоб, и давать соответствующие рекомендации.

Организация должна добиваться обеспечения, чтобы детям и взрослым было известно о принципах и положениях.

Организации должна включать или состоять из лица или лиц, личность которых может быть удостоверена, которые занимаются исключительно поддержкой прав детей – уполномоченного по правам детей, комиссара по правам детей или комиссии по правам детей. Это должен быть человек/люди, которые могут придать весомый статус и вызвать общественное и политическое уважение к организации. Они должны иметь высокий авторитет в обществе и, таким образом, повышать статус детей и делать их более заметными в обществе. Организации нужно будет обеспечить, чтобы о ее существовании и полномочиях знали дети, и использовать для этого соответствующие каналы, включая, например, школы, другие учреждения, в которых состоят или живут дети, молодежные организации и СМИ, которыми пользуются дети.

Организация должна быть укомплектована необходимым многопрофильным штатом сотрудников, преданных делу поддержки и защиты прав детей, и иметь ограниченный минимальный бюджет, чтобы дать им возможность эффективно работать.

Должна быть принята прозрачная процедура назначения на должности в организации, например, включая открытую рекламу о назначении на должности и/или образование комитета по назначениям, в который входят, например, дети, не правительственные детские организации, представители органов власти и т.п.

Отклик на жалобы детей и их представителей

Если в полномочия организации входит рассмотрение и реагирование на жалобы детей, ей нужно будет учитывать особые трудности, которые испытывают дети при подаче жалоб.

Процедуры подачи жалоб, подготовленные так, как будто подразумевается, что жалобы подают взрослые, скорее всего не будут использоваться детьми в сколько-нибудь значительном масштабе. Организации нужно будет обеспечить, например:

• чтобы ее обязанности и полномочия были хорошо и надлежащим образом доведены до сведения детей и их представителей в пределах подведомственной территории в таком виде и на таком языке, который они способны понять, причем особое внимание следует уделять очень маленьким детям, детям-инвалидам, детям, оказавшимся в трудных ситуациях, и детям во всех учреждениях;

• чтобы дети имели свободный и простой доступ к организации, например, по бесплатным телефонным линиям, электронной почте и в офисах на местах;

• чтобы она имела возможность давать консультации и отсылать детей к соответствующим органам и организациям;

• чтобы имелась ясная политика конфиденциальности, которую объясняют детям и другим людям до того, как они воспользуются услугами организации.

Сами дети должны привлекаться к созданию и рассмотрению процедур подачи жалоб и систем консультирования и защиты.

Информация взята с сайта www.ombudsmandeti.ru

1

 
 
 
 

Лента новостей


Новые сообщения в темах форума


Опрос для посетителей сайта

другие опросы »


Не найдено рубрик для подписки.

Разработка сайта Style.KZ  
Яндекс.Метрика