27.04.2012
«Сундучок с сокровищами, ключ от которого потерян» — именно так в специальной литературе называют детей, страдающих аутизмом (при условии, что у них нет различных психотических расстройств).
«Сундучок с сокровищами, ключ от которого потерян» — именно так в специальной литературе называют детей, страдающих аутизмом (при условии, что у них нет различных психотических расстройств).
Такие малыши способны выйти из этого состояния и стать вполне успешными людьми, но обладающими совершенно иной, может быть, даже более высокоорганизованной психикой. Недавно в Алматы побывал знаменитый американский специалист по детскому развитию Дуглас Доман. Он прочитал для казахстанских родителей лекцию по авторской методике помощи детям с различными поражениями мозга, такими, как аутизм, эпилепсия, ДЦП и т.д.
Дуглас Доман — последователь своего отца, известного во всем Гленна Домана, которому, как сказал его сын, «сейчас 92 года и который продолжает работать на постоянной основе». Заниматься «мозговыми» проблемами детей и восстанавливающими методиками Доман-старший начал задолго до того, как в 1955 году создал свои институты. «В то время ни один ребенок с диагнозом аутизм не имел ни малейших шансов на выздоровление, — рассказывал на пресс-конференции в Алматы американский гость. — Результаты лечения были малоутешительными, поскольку официальная медицина в основном пыталась бороться с симптомами, а не с самим заболеванием, в то время как головной мозг — это очень сложное устройство, и его нарушения могут проявляться в различных аспектах». Для того чтобы изменить ситуацию, Гленн Доман и создал в Филадельфии, США, некоммерческую организацию «Институты достижения потенциала человека», где Дуглас Доман сейчас является вице-президентом. В наши дни филиалы этой организации открыты в Бразилии, Японии, Сингапуре, Мексике, Италии, Индии.
«В Казахстан, — отметил г-н Доман, — мы решили приехать потому, что к нам стали обращаться первые семьи отсюда». «Аутизм — это очень серьезное состояние, которое приводит к тому, что с младенчества ребенок отходит от окружающей жизни, живет сам в себе, то есть нарушается его взаимодействие с окружающим миром, — говорит Корлан Садуакасова, профессор кафедры психиатрии, психотерапии и наркологии КазНМУ им. С. Асфендиярова. — Основная задача состоит в том, чтобы вовлечь ребенка в окружающий мир, научить его функционировать как сверстники, не имеющие аутизма». Многие из тех родителей, которые столкнулись с таким явлением, как аутизм, начинают понимать, что с их ребенком что-то не так, когда ему исполняется 2-3 года. Они замечают, что малыш перестал с ними общаться, ему неинтересны сверстники, его сложно переодеть и т.д. Ребенок избалован или дурно воспитан — так думают многие. И пока родители поймут, что дело в аутизме, теряется драгоценное время для ранней коррекции. Многие, и таков, по словам г-жи Садуакасовой, наш менталитет, отправляются не к специалистам, не к «страшным» психиатрам, а к всевозможным целителям. К тому же во многих случаях сложно проходит процесс принятия родителями такого состояния их ребенка. Они требуют от малыша быть как все, раздражаются, применяют физические наказания, силой заставляют его ходить в массовый детский сад или школу. А все эти моменты ухудшают состояние ребенка.
«Аутизм — это действительно серьезная проблема, — продолжает тему Алия Ерсарина, заведующая Республиканской психолого-медико-педагогической консультацией Национального научно-практического центра коррекционной педагогики, — но проблема, прежде всего, психолого-педагогическая и социальная, потому что ребенок не может включиться в образовательный процесс, не может социально адаптироваться. Поэтому одним из главных методов его реабилитации является психолого-педагогическая реабилитация, что признают все специалисты». «Дело не в диагнозе, — продолжает эксперт, — а в том, что у ребенка есть трудности общения и социального взаимодействия. Я считаю, что детей-аутистов не нужно «закрывать» в отдельные детсады или школы. Представьте, что будет, если собрать в один детский сад или школу малышей, у которых проблемы общения и социального взаимодействия. Ребенок-аутист должен находиться среди здоровых детей в детсадах и школах. Но для того чтобы он смог туда удачно (не насильно!) внедриться и эффективно обучаться, ему необходимо еще в раннем дошкольном возрасте оказать помощь». Именно поэтому важно раннее выявление проблемы. «Если ребенку оказывается психологическая помощь как можно раньше, то уже к школьному возрасту мы можем его без труда адаптировать к общеобразовательной школе», — поясняет г-жа Ерсарина.
По мнению г-на Домана, если родители «особых» детей и допускают ошибки, то это связано в основном с тем, что у них нет адекватной информации или недостаточно опыта. Эксперт отметил, что казахстанские семьи похожи на те, которые встречаются ему по всему миру. «Что мне понравилось, так это то, что они все выражают крайний энтузиазм в желании помочь своим детям и максимально улучшить их состояние», — говорит он. «Наша работа является настолько сильной и эффективной, насколько сильна и мощна работа каждого родителя. Во всех местах, в которые мы приезжали и открывали свои центры или сотрудничали, мы добивались результата только тогда, когда семья сама целенаправленно работала над реабилитацией своего ребенка. Мы не учим родителей лечить, мы учим родителей постоянно находиться в процессе реабилитации своих детей, потому что только тогда, когда в комплексном подходе семья работает над ребенком, она увидит улучшение». Как помочь малышу — об этом рассказывается на специальных курсах, проводимых в офисах организации, и в различных пособиях. Некоторые материалы в настоящее время переводятся на русский язык и будут напечатаны для региона СНГ.
«Одним из методов сотрудничества нашей организации с Казахстаном является опубликование, возможно, в будущем небольшого 50-страничного буклета «Путь к здоровью», где в сжатом виде собраны многолетние наработки и приведены истории успеха, — говорит г-н Доман. — Мы решили выпустить его на всех языках, включая русский, в честь юбилея нашего института. Идея вообще — выдать такую книжку каждой семье, в которой есть ребенок с поражением функции мозга. Поэтому если какая-нибудь правительственная или неправительственная организация, учреждение или орган будет с нами сотрудничать, чтобы выпустить эту книгу вместе, мы будем очень рады».
Источник:
Деловой Казахстан
Количество показов: 10727